Какие занятия позволяют детям развивать усидчивость? Отсутствие жестких ограничений.

Вопрос как развить усидчивость у ребенка является актуальным для многих думающих родителей. В своем подавляющем большинстве дети от природы неусидчивы в силу своей любознательности.

Усидчивость – способность человека сосредотачивать внимание и проявлять терпение, выполняя определенную работу в течение обозначенного промежутка времени. Задача родителей – научить ребенка быть усидчивым и внимательным, доводить начатое дело до конца. Именно на Вас лежит ответственность за формирование этих качеств у малыша в процессе взросления. В Ваших силах оказать необходимую поддержку и привить ребенку усидчивость.

Как развить усидчивость у ребенка


Ниже мы рассмотрим основные способы привить ребенку усидчивость:

  • Подбирайте занятие для ребенка в соответствии с его возрастом и способностями. Не предлагайте трудновыполнимые задания, которые могут поколебать его веру в свои силы.

Дети увлечены готовкой — развитие усидчивости
  • Обратите внимание, чтобы ничто не отвлекало малыша от процесса, будь то телевизор или музыка, дайте ему возможность полностью сосредоточиться на выполнении задания.
  • Предлагайте ребенку ограниченное количество игрушек во время игры. Для самых маленьких это может быть 2-3 игрушки, начиная же с 2-ух лет можно постепенно увеличивать их количество, но важно следить за тем, успевает ли ребенок фокусировать свое внимание, не отвлекается ли он. Периодически чередуйте и меняйте игрушки.

  • Вовлекайте ребенка в игру, заинтересуйте своей речью, общение поможет Вам сформировать усидчивость у Вашего чада. Объясняйте цели и задачи, стоящие перед ребенком. Проговаривайте в процессе игры все свои действия, так ему будет легче сконцентрировать свое внимание.
  • Если Вы видите, что ребенок устал, отвлекается или ему неинтересно не настаивайте на продолжении занятия, остановитесь, дайте ему отдохнуть или смените игру. Развить усидчивость с 2-ух лет – не простая задача, ведь малыши в этом возрасте очень подвижны и любознательны, их внимание перескакивает с одного предмета на другое. Зная эту особенность, проводите занятие так, чтобы ребенок сменял деятельность и не уставал.

  • Подбадривайте ребенка, хвалите даже за самые маленькие достижения, но не общими фразами «молодец» , «здорово» , «отлично» , а конкретизируя, чтобы он поверил в их правдивость: «ты красиво нарисовал кошку» , «ты чисто помыл посуду» , «ты построил хороший дом» и т.д., это даст ему стремление двигаться дальше, достигать большего и, параллельно, будет формировать у ребенка усидчивость.

  • Немаловажную роль в вопросе формирования и развития усидчивости у ребенка играет поведение родителей. Из уст, практически, каждого уважаемого психолога можно услышать фразу, что необходимо воспитывать, в первую очередь, себя и только потом уже ребенка. Он – Ваше зеркало. Если ребенок видит, что Вы требуете от него то, что не можете выполнить сами, у него возникает диссонанс. Будьте последовательны, не бросайте начатое на полпути, учите детей своим примером, выполняйте работу качественно.
  • Не сомневайтесь в силах ребенка, в его способности стать усидчивым. Не предлагайте помощь малышу, если он о ней не просит, даже если Вам кажется, что он делает что-то неправильно. Пусть он собирает пирамидку не в соответствии с размером колец, пусть он рисует сразу всеми цветами, пусть животное стоит на голове – не отвлекайте его от процесса.

Потом, когда ребенок сам обратится к Вам, Вы можете дать ему совет, не умаляя его достижений при этом. Если же малышу, напротив, сложно, он просит о помощи, обязательно подбодрите его, помогите, подскажите, не дайте ему разочароваться в своих способностях. Говорите ребенку чаще, что он справится, что у него все получится, таким образом, Вы формируете у него уверенность в своих силах, желание идти дальше, стремиться к большему. Поверьте, по жизни все эти качества ему очень пригодятся.

Запомните, Ваша основная цель, если ребенок неусидчив, — научить его быть усидчивым в игровой форме, не заставляя, не ругая, не порицая. Другими словами, он сам должен захотеть развивать усидчивость. Выбирайте время, когда ребенок отдохнувший и спокойный. Для этого важно соблюдать .

Залог спокойной психики ребенка – ежедневный сложившийся график. Он должен привыкнуть к тому, что в определенное время он есть, спит, играет, занимается, он будет знать, что ожидать. Формируя у ребенка усидчивость, не перегружайте его занятиями. Чередуйте спокойные игры с активными, подвижными. Прежде всего, осознайте, что для малыша этот мир абсолютно новый, ему интересно все, что он видит, дайте ему время на познание окружающей обстановки, будьте сами терпимы и терпеливы.


Существуют игры, развивающие усидчивость у ребенка. Стать усидчивым ему помогут рисование, лепка, аппликации, мозаики и пазлы, пирамидки. Начиная с 2-ух лет ребенок самостоятельно может раскладывать игрушки по цветам и форме. Также, можно сделать отверстие в крышке банки и просить ребенка кидать туда монетки (это может быть и копилка). Эта игра отлично разрабатывает координацию движений и мелкую моторику рук. Главное, следите, чтобы .

Придумывайте и подвижные игры, чтобы сформировать усидчивость, ведь основное в этом вопросе – концентрация внимания. Разбросайте мягкие грибы и ягоды по дому и собирайте их в корзинку вместе с ребенком. Для детей 5-6 лет вполне подойдут бисероплетение, вышивание, если мы говорим о девочках, и конструирование – для мальчиков. Проявите свою фантазию и найдите дело, которое будет по душе Вашему чаду.

Гиперактивный ребенок — как воспитывать? (видео):

Обязательно доводите игру до конца. Если не успели утром, закончите вечером или на следующий день. Также, обязательно приучайте ребенка к порядку, учите убирать за собой игрушки. Желательно, чтобы малыш доставал одну игрушку, играл с ней, клал на место и только потом брал другую. Все это может Вам при ответе на главный вопрос «Как развить усидчивость у ребенка» .

Одно из значимых умений человеческого организма – усидчивость. Она включает в себя такие качества, как внимательность, терпение, аккуратность, целеустремленность и самоконтроль. Развивая в себе усидчивость, человек становится способным достичь любой поставленной цели, довести до логического завершения любую «нудную» работу.

В каком возрасте начинают развивать усидчивость?

Ребенок в возрасте двух лет может заниматься одним делом не более 5 минут. Старшему дошкольнику нужно научиться работать не менее получаса. Это связано с будущей учебой – если первоклассник сможет концентрировать свое внимание достаточно долго, он не упустит ничего важного в течение урока. Поэтому заниматься с малышом нужно начинать рано. До этого времени следует поощрять действия, требующие концентрации внимания и терпения .

Большое количество игрушек может навредить в развитию усидчивости: глаза ребенка будут разбегаться при таком изобилии, он будет хвататься то за одну, то за другую игрушку, не останавливая свой выбор ни на чем. О каком развитии внимания или терпения в этом случае может идти речь?

То же самое будет происходить, если предложить малышу для игры сразу все игрушки, которые есть, даже если их немного. При игре нужно следить, чтобы он брал в руки по одному предмету, не обращая внимания во время игры на другие. Так он научится концентрировать свое внимание на чем-то одном какое-то время.

Важным моментом является время работы – сколько ребенок сможет, столько и должен заниматься.

Нормы у каждого возраста свои:

  • 2-3 года: дети умеют концентрироваться на одной деятельности 5 — 10 минут.
  • 3-5 лет: дети работают 10 — 25 минут.
  • 6-7 лет: дети могут усидеть за столом 20 — 40 минут.

Если малыш не укладывается в эти границы – ничего страшного, может, ему просто не нравится это делать или он устал. Когда он начнет отвлекаться на другие предметы, нужно сделать перерыв на 5-10 минут . После этого снова вернуться к занятию, пояснив, что любая работа должна быть закончена. Можно пояснить это утверждение примерами из жизни: родители работают строго установленное время, а ученик учится весь урок.

Если кто-то не доделает работу, то может навредить самому себе или окружающим:

  1. Бабушка не довяжет носки – внуку нечем будет согреть ноги зимой.
  2. Шофер не привезет вовремя молоко в магазин – оно испортится и люди не смогут его купить.
  3. Дедушка не прочитает газету полностью – не узнает чего-то важного.
  4. Повар не закончит работу – еда будет сырой.
  5. Учитель не объяснит до конца тему – ученики не справятся с заданием.

Основной принцип работы с детьми – это терпение и любовь. Только в этом случае ребенок поймет, что ему это по силам. А осознание своей силы и возможностей – это уже повод довести дело до победного конца.

На что обратить внимание?

Немаловажную роль в развитии усидчивости играет режим дня. Если ребенок знает, что после завтрака он будет играть, затем собираться на прогулку, после обеда – читать и рисовать, то ему будет легче выполнять все действия. Ведь он уверен, что после одного режимного момента обязательно наступит другой, поэтому не нужно торопиться, например, раскрасить картинку, потому что в любом случае после этого будет время для обеда.

Перед тем, как требовать от ребенка каких-то действий, нужно его им научить.

Зачастую дети отказываются играть или заниматься не из-за отсутствия интереса, а потому что не знают, что и как нужно делать.

На что еще нужно обратить внимание:

  1. Если ребенок чем-то занят (играет, читает, раскрашивает), не нужно его прерывать и мешать громкими разговорами. Лучше создать вокруг него спокойную обстановку и дать возможность заниматься самостоятельно в одиночестве.
  2. Любая его работа достойна похвалы. Даже если результат будет неидеальным – все равно он достоин поощрения за терпение и усидчивость.
  3. Заставлять непоседу заниматься неинтересным для него делом не следует – это может отбить у него желание заниматься чем-либо вообще.

Каждая деятельность должна подходить ребенку по возрасту и его способностям : малышам предлагают яркие и красивые игрушки и книги, старшим дошкольникам подбирают книгу, опираясь на ее сюжет.

Игры и упражнения для развития усидчивости

Сосредоточивать внимание на чем-либо, учиться достигать поставленной цели в результате «сидячей» работы, контролировать свои действия – все эти качества позволят малышу в будущем стать успешным человеком. Но для этого важно не только развить их, но и научиться применять.

С этой целью проводят такие игры и упражнения:

  • «Золушка» . Мачеха позволила Золушке пойти на бал, но сначала она должна будет перебрать смешанную крупу (фасоль и горох, ракушки и рожки или другие виды крупы). Каждый сорт нужно распределить по коробочкам. Сначала в эту игру играют с ребенком, помогая ему. Потом, когда он разберется в правилах, проводят соревнование – кто быстрее соберет нужные предметы?
  • «Сортировка» . Видоизмененный вариант предыдущего упражнения. В этом случае можно смешать разные игрушки (куклы и машинки, кубики и шары), карточки с изображением предметов разных категорий (грибы, животные и растения).
  • «Длинная сказка» . Разбив на несколько частей произведение, с ним знакомят малыша постепенно – по одной части каждый день. При этом важно подогревать его интерес интонацией прочтения, инсценировкой какого-либо эпизода, чтобы на следующий день ему было интересно узнавать продолжение. Можно после прочтения каждой части проводить антиципацию – предположение, что же случится дальше, какие препятствия поджидают героя, сможет ли он спастись, что для этого будет делать. Перед знакомством с каждой частью полезно вспомнить, о чем вообще шла речь в сказке.
  • «Ошибка художника» . Эти задания направлены на поиск неправильного изображения. Нарисовать такие картинки можно самим, изобразив, например, хлебные булки, которые растут прямо на поле и другие подобные рисунки. К подобным заданиям можно отнести и поиск отличий. Для маленького ребенка подбирают легкие картинки с небольшим количеством отличий. Причем это число должно быть названо (например, нужно найти 5 отличий), тогда малышу будет интересно найти все отличительные элементы. Ребенку постарше количество отличий можно не называть, пусть сам попробует определить, сколько неточностей есть на картинке.
  • «Нарисуй узор» . На альбомном листе изображен браслет (ваза, ковер, тарелка). Задача ребенка – украсить его определенным узором. Последовательность элементов сначала определяется взрослым, потом, по мере появления интереса, малыш может его продумывать самостоятельно. Подобное задание, но с практическим замыслом – это создание браслетика из бусин разного цвета, формы и размера. При этом нужно не просто нанизать бусины на нить, но и соблюдать определенный порядок. Также можно предложить вышить на салфетке узор или украсить ее с помощью аппликации. Выполнение этих упражнений позволит развивать внимание, память, сосредоточенность и стремление достичь цели.

Способствуют развитию усидчивости из, дня рождения и других знаменательных событий. Разноцветные серпантины, снежинки, бумажные цветы ребенок с удовольствием будет создавать из любого материала. Сначала, конечно, количество украшений должно быть небольшим, все действия выполняются вместе с взрослым, а когда малыш станет более усидчивым и терпеливым, то можно попросить его сделать это самостоятельно.

  • – нарезка огурцов для салата, лепка пельменей, взбивание крема, создание бутербродов – все, что ребенку посильно и интересно. А после работы нужно обязательно его похвалить, даже если пельмени при варке раскрылись, а огуречные кусочки получились разновеликими. Подобными занятиями можно постепенно не только развить усидчивость, но и привить любовь к домашнему труду.
  • С малых лет ребенка нужно приучать к тому, что после игры, чтения, занятий нужно убрать свое рабочее место – игрушки, книги и принадлежности в специально отведенные места. Конечно, дожидаться осознанных действий у трехлетнего малыша не стоит – он будет лишь помогать маме, к четырем годам уже будет действовать сам под контролем, а к 6-7 годам научится делать это самостоятельно.

    То здесь, то там...

    Для маленького ребенка всего пара минут - это целая вечность. Дети стараются охватить как можно больше, поэтому всё время «прыгают» с одного занятия на другое. Только что карапуз рисовал, не прошло и пяти минут, как он взялся за пирамидку, но она так и не была собрана, потому что по телевизору начали транслировать мультфильм, который не удалось досмотреть из-за возникшей необходимости встретить маму, вернувшуюся из магазина с чем-то вкусненьким. Со временем ребенок научится избирательности восприятия и сможет произвольно концентрировать свое внимание. Постепенно период сосредоточенности малыша будет удлиняться и затем, благодаря помощи родителей, он научится собранности и сможет до конца выполнять начатое дело. Но понадобится много сил и терпения, чтобы сформировать у ребенка навыки усидчивости и способность к длительной концентрации внимания.

    Будьте внимательны.

    Как же привить своему непоседе навыки усидчивости? В первую очередь, родители должны начать развивать внимание малыша. Многие мамы и папы требуют внимательности уже у 2-3-летних деток, в то время как даже у 5-6-леток внимание носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенку трудно сконцентрироваться по требованию. В этом возрасте детей способно привлечь я только что-то яркое и привлекательное. Однако такая непроизвольность внимания позволяет дошколятам за 3-4 года до школы перелопатить огромнейший объем информации, интересоваться всем на свете и перепробовать все, что угодно.

    При всем этом, родители полагают, что малыш должен тихонько играть в своем уголке, не мешая домочадцам. И в то же время, мы желаем, чтобы в дальнейшем ребенок успешно учился в школе, естественно, самостоятельно. На этом этапе взрослые должны осознать, что малыш вырастет усидчивым и дисциплинированным только в том случае, если в раннем детстве мама и папа вместе с ним будут работать над развитием внимательности. Как проводить занятия?

    Предлагаем небольшую шпаргалку:

    Помните, что детки любят всё яркое и интересное. Поэтому, если вы хотите увлечь ребёнка выполнением какого-либо задания, расскажите ему о привлекательных моментах данной деятельности. Также можно поведать невероятную сказочную историю, связанную с выполнением задания, или сделать занятия похожими на соревнования.

    Чтобы занятия были продуктивными, необходимо создать спокойную и благоприятную атмосферу. Так что отложите подальше игрушки и позаботьтесь о том, чтобы был выключен телевизор.

    В процессе занятия выражайте свои эмоции, радуйтесь и удивляйтесь вместе с малышом.

    Ну и, конечно же, не забывайте хвалить ребенка за успех.

    Имейте в виду, что речь - одно из главных средств, способствующих формированию внимания. Поэтому комментируйте все, что вы делаете, а также попросите ребенка проговаривать свои действия и делиться с вами мыслями о том, что он собирается сделать. Таким образом, ребенок будет учиться планировать свои действия. Если у малыша еще не получается выстроить план, помогите ему справиться с этой непростой задачей, поинтересуйтесь: «Что ты сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Посмотри туда...», «А еще можно сделать вот так».

    Если, несмотря на все ваши старания и ухищрения, ненаглядное чадо то и дело крутится по сторонам в поисках 6олее увлекательного занятия, не вздумайте обуздать его порывы повелительными фразами типа: «Успокойся!», «Не вертись!». Лучше предложите ребенку окончить начатое дело: «Посмотри, тебе осталось доделать совсем немного», «Давай нарисуем еще цветочек» и т.д.

    Для того чтобы занятия были на радость ребенку и приносили максимум пользы, родители всегда должны помнить, что:

    5-летний ребенок может концентрировать внимание на одном занятии около 15 минут, затем ему необходимо сменить вид деятельности;

    Нельзя требовать от ребенка сидеть над заданием больше, чем он способен;

    У впечатлительных, болезненных и ослабленных деток уровень концентрации ниже, поэтому они чаще отвлекаются.

    Терпение и труд.

    В процессе развития внимания малыша мы также учим его терпению, умению доводить до конца начатое дело и добиваться поставленной цели. В будущем эти навыки позволят ребенку успешно справляться со школьной программой и выполнением домашних заданий. Нет лучше и интереснее занятия для ребенка, чем игра. Между тем, именно игра способствует развитию внимания, терпеливости и усидчивости. Игра обеспечивает произвольность поведения, то есть ребенок сам себя контролирует и, разумеется, самостоятельно все решает. В то же время, она требует выполнения определенных правил и доведения до конца начатого дела. Таким образом, ребенок должен проявлять терпение, иначе его не примут в игру.

    Проверенным и действенным способом по воспитанию терпения и желанию добиваться необходимых результатов является труд. Впрочем, малыши обычно рады помочь по хозяй-ству своим родителям. Правда, мама и папа почему-то не всегда одобряют детскую инициативу. Ведь полы он может протереть вашим любимым кухонным полотенцем, а после грандиозного мытья посуды можно недосчитаться чашки или блюдца. В таких случаях, родители частенько выплески-вают на неудавшегося помощ-ника весь свой гнев, чего делать ни в коем случае нельзя. Иначе, вы напрочь отобьете у своего крохи всякое желание вам по-могать. Он-то хотел как лучше! Вы должны это отчетливо по-нимать и всячески поощрять детское желание вам подсо-бить. Искренне хвалите малыша за хорошо проделанную работу, и в доброжелательной форме высказывайте свои пожелания, если у ребенка что-то не полу-чилось: «Пол моют специаль-ной тряпочкой, а полотенцем вытираемся мы сами», «Когда моешь посуду, крепко держи предмет в руках, иначе он вы-скользнет», «Когда поливаешь цветы, не нужно лить слишком много воды» и пр. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос трудолюбивым, никогда не пресекайте его попытки вам по-мочь!

    И еще, возьмите на заметку несколько моментов:

    Не ждите, что ребенок сам начнет проявлять терпение. От-ветственность за формирование этого качества у малыша лежит на взрослом;

    Мама и папа должны ор-ганизовывать деятельность ребенка. Не лишним при этом будет поинтересоваться: «Что ты сейчас будешь делать, а что потом?»;

    Всячески подбадривайте, поощряйте и хвалите малыша. Не ограничивайтесь обыденны-ми словами «умница» и «моло-дец». Лучше укажите ребенку на то, что ему удалось особенно хорошо. А главное - объясняй-те, почему он добился успеха: «Ты старался, добивался своей цели и был терпелив, поэтому у тебя все получилось». Если же у малыша пока еще не все получа-ется, успокойте его, поддержите. Объясните ему, что «для того чтобы все получилось, иногда необхо-димо проделывать одну и ту же работу несколько раз. Именно так мы учимся всему».

    Игры на развитие внимания.

    Найди отличия. Покажите малышу два похожих рисунка и попросите найти отличия.

    Что пропало? Поставьте перед ребенком 3-7 игрушек (количество игрушек зависит от возраста малыша), а затем попро-сите его закрыть глаза и спрячьте одну игрушку. После этого дайте сигнал открыть глаза. Он должен сказать, какой игрушки не хвата-ет.

    Съедобное - несъедобное. Вы бросаете ребенку мяч, при этом называете слово. Ребенок должен поймать мяч только в том случае, если вы назвали что-то съедобное, а если нет - следует опускать руки.

    Делай как я! Под считалку вы ритмично выполняете про-стые движения (например, ки-ваете, хлопаете в ладоши, топа-ете ногой), а ребенок повторяет за вами. Затем, неожиданно для малыша вы меняете движение. Ребенок должен сориентиро-ваться и повторить за вами но-вое движение.

    Три задания. Малыш становит-ся в удобную позу, затем по сигналу «Раз, два, три - замри!» он должен замереть и оставаться неподви-жен. В это время вы называете три задания, а после команды «Раз, два, три - беги!» малыш отправляется на выполнение заданий. Причем задания необходимо выполнять именно в той последовательности, в которой вы указали. Вот пример заданий:

    1. Назови какое-нибудь до-машнее животное.

    2. Подпрыгни три раза.

    3. Принеси синенькую машинку.

    Игры, требующие усидчивости.

    Если вы хотите дать малышу занятие, требующее усидчиво-сти, предложите ему:

    Разукрашивать. Возьмите раскраску или сами нарисуйте какой-нибудь предмет и пред-ложите ребенку разукрасить его, не выходя за контур.

    Лепить. Лепить из пласти-лина очень интересно и ве-село, особенно с мамой и па-пой. Попробуйте! Понравится всем!

    Собрать паззл или мозаи-ку.

    Разложить детали мозаики по цвету.

    Поиграть со шнуровками.

    Пересыпать фасоль или горох в бутылку с узким гор-лышком.

    Переливать воду из емко-сти с широким горлышком в емкость с узким горлышком.

    Можно проявить фантазию и придумать множество игр, требующих скрупулезности и усидчивости. Однако родители не должны забывать предла-гать малышу и активные игры, чтобы он мог выплеснуть всю накопившуюся за день энер-гию. Кроме того, необходимо правильно подбирать время для занятий. Если у ребенка резвое настроение, лучше дать ему в этот момент побегать.

    Принимайте своего малы-ша таким, какой он есть, и не ставьте ему в пример сосед-ских Машу, Сашу, Глашу или еще кого-то. Пусть даже те могут полча-са собирать паззл, в отличие от вашего непоседы, который не высиживает за этим заняти-ем более 10 минут. Ни в коем случае не давите на ребенка! Если ребенок может высидеть только 10 минут, значит, за-нимайтесь именно столько. Главное - продолжайте зани-маться!

    Мечта родителей – здоровые успешные дети: дошкольники, школьники, студенты. Успешность обучения на всех образовательных этапах зависит от уровня развития внимания ученика. Как развивать внимательность у ребенка в домашних условиях, не прибегая к помощи репетиторов? Достаточно просто даже если ребенок уже перешел за рамки дошкольного детства и достиг возраста 7 – 10 лет.

    Психические процессы формируются с рождения и требуют определенного воспитания. Идеально, когда усидчивость и внимание начинают развивать у малыша с первых лет жизни – больше шансов вырастить внимательного, вдумчивого, конкурентоспособного человека. Однако пластичный человеческий мозг дает возможность развиваться и совершенствоваться в любом возрасте.

    9 простых способов помогут ребенку стать внимательным и усидчивым. Научат его проявлять волевые усилия, без которых невозможно развитие произвольного внимания. Позволят усовершенствовать способность концентрировать, распределять, переключать, удерживать внимание, положительно повлияют на его объем.

    9 простых способов улучшить внимание своего ребенка

    Вопросы соответствия уровня развития психических процессов возрастной норме обычно возникают у родителей, чьи дети готовятся к поступлению в школу, или уже являются учениками начального школьного звена.

    Как развить внимательность у своего ребенка подскажут 9 простых эффективных способов определяющих условия, при которых произвольное и послепроизвольное внимание развивается и совершенствуется:

    1.Диагностика и мониторинг состояния здоровья ребенка

    Наличие какого-либо заболевания провоцирует отклонения от нормы физического и психического развития. Обычное ОРЗ может стать причиной рассеянности, невнимательности. Воспаление органов дыхания мешает сосредоточиться не только детям, но и взрослым. Приучайте ребенка укреплять иммунитет доступными способами:

    • закаливание;
    • утренняя гимнастика;
    • физкультура;
    • отсутствие вредных привычек;
    • режим дня;
    • чередование труда и отдыха;
    • регулярное проветривание квартиры.

    Для профилактики и лечения заболеваний хорошо помогает дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Выполнение упражнений способствуют активному формированию внимательности.

    2.Ежесуточный полноценный 8-часовой сон

    Хронический недосып провоцирует утомляемость, увеличивает риск возникновения неврозов, снижает степень устойчивости и концентрации внимания. Избежать неприятностей поможет соблюдение элементарных правил культуры сна:

    • укладывание и подъем в одно и то же время (21 — 22 вечер, 6 — 7 утро);
    • ритуал укладывания (спокойная игра, чтение, беседа, вечерний туалет, пожелание спокойно ночи);
    • не стоит смотреть по вечерам ужастики и страшилки, а также сердито выговаривать какие-либо претензии – ребенку приснятся кошмары;
    • обязательное проветривание спальной комнаты;
    • тишина;
    • темнота;
    • пробуждение под приятные звуки (ласковый голос, спокойная мелодия);
    • не требовать быстрого подъема с кровати – утро для ежедневного приятного пробуждения.

    3.Регулярная физическая активность

    Движение обеспечивает здоровую жизнедеятельность всему организму, в том числе основному органу высшей нервной деятельности – головному мозгу. Только здоровый мозг дает человеку возможность развиваться в желаемом направлении.

    Замечательно, когда детей приучают к выполнению утренней зарядки, жизненно необходимо чтобы ежедневно ребята:

    • гуляли в любую погоду;
    • ходили;
    • бегали;
    • прыгали;
    • играли в подвижные или спортивные игры.

    4.Соблюдение режима и сбалансированности питания

    Авитаминоз, переедание, недоедание, отсутствие завтрака, поздний ужин ведут к проблемам со здоровьем растущего организма, в результате ребенок становится рассеянным. Отрегулируйте питание, и одной причиной влияющей на успехи в развитии станет больше:

    • обязательный завтрак по утрам;
    • горячий обед;
    • полдник;
    • ужин за 2 часа до укладывания на ночь (во имя спокойного крепкого сна);
    • по возможности все приемы пищи в одно и то же время;
    • соблюдение рекомендаций врачей-диетологов по питанию детей;
    • меньше вкусных вредностей, больше полезных продуктов.

    5.Доверительные взаимоотношения

    Доброжелательные, доверительные взаимоотношения с ребенком — залог успешности психофизического развития и школьного обучения, гарантия того, что опасный подростковый возраст пройдет без осложнений, а вся дальнейшая жизнь как минимум сложится удачно. Добрые отношения между членами семьи благотворным образом влияют на формирование такой черты личности как внимательность.

    6. Занятия между делом

    Занятия между делом, по сути представляющие обычное общение между родителями и детьми.Они не требуют дополнительного вложения бюджетных средств, не отнимают драгоценного времени, но являются самым ценным фактором развития, способным сделать мальчишек и девчонок не просто внимательными, умными, но и счастливыми людьми.

    Предлагайте детям простые житейские задания, объясняя, что без детской помощи вам трудно справиться:

    • посмотри внимательно и запомни, как бабушка готовит это блюдо, расскажешь вечером. Почему-то у меня оно получается не таким вкусным. Может я что-то забыла и делаю не правильно;
    • прочитай в газете заметку, перескажешь, о чем там написано, пока я готовлю ужин.

    Наблюдайте изменения в окружающей природе, они научат вас тому, как развить внимательность у своего ребенка:

    • видишь, какая круглая сегодня луна, а помнишь, какой она была вчера? Форма (растущая, убывающая), цвет, яркость, местоположение спутника – все идет на пользу внимания;
    • растения у дома – они меняются каждый день (стала выше трава, больше листья, изменили окраску с нежно зеленого до темного, сломалась ветка, поник цветок).

    Ищите для общения и наблюдения любую мелочь, чем мельче, незаметнее детали тем острее становится детское внимание, развивается наблюдательность, память, мышление.

    7. Наличие хобби

    Школьник, увлекающийся каким-либо делом не заставляет родственников задаваться вопросом, как развить внимательность у ребенка. Любая конструктивная деятельность развивает внимание, формируют усидчивость. Сосредоточения и устойчивости внимания требуют:

    • рисование;
    • лепка;
    • моделирование;
    • вязание;
    • конструирование;
    • шитьё;
    • вышивание;
    • коллекционирование.

    8. Занятия в системе дополнительного образования

    Творческие объединения, секции, кружки любой направленности способствуют общему развитию младших и старших школьников, развивают способности, выявляют скрытые таланты. Ребята приходят заниматься по своему желанию, делая самостоятельный выбор в пользу того или иного кружка. Уже одно это увеличивает стремление добиться успеха в выбранном деле.

    Стремление к успеху формирует умение ставить цели, реализовывать задачи различной сложности, воспитывает волевые качества личности, отсюда высокий уровень внимания и совершенство комплекса психических процессов, которые не могут развиваться одно без другого. Как развить внимательность у ребенка знают педагоги таких дисциплин как:

    9. Обучающие игры с детьми

    Игра имеет магические свойства. Она развлекает, притягивает, учит, развивает. У каждого возраста свои игровые пристрастия. В семьях, где дети и родители часто играют вместе, становится меньше проблем с воспитанием и обучением младшего поколения. Для развития внимательности ребенка важно:

    • создать условия для проведения игровых занятий, выполнения уроков (индивидуальное рабочее место, тишина, психологический комфорт, проветренная комната);
    • рабочее место оборудовать с учетом детских пожеланий (в пределах разумного);
    • мотивировать на игру, занятие, обучение, развитие (если ребенку не интересно чем-либо заниматься, или он не понимает, почему и для чего нужно учиться, он не станет сосредотачивать внимание на предмете, скучном задании);
    • выполнять игровой комплекс на формирование всех свойств внимания;
    • поощрять даже за самые незначительные результаты и успехи;
    • не ругать за неудачи;
    • помогать при необходимости;
    • не превышать время занятий: для дошкольников оно составляет 10 — 15 минут, для школьников 20 – 25 минут;
    • обеспечить систематичность занятий.

    Соблюдайте эти простые способы, и вопрос как развить внимание у ребенка отпадет сам собой.

    Игры на развитие внимания

    1. Концентрация внимания

    «Найди треугольник». Нарисуйте на листе в клетку в произвольном порядке контуры множества различных геометрических фигур. Предложите ребенку найти все треугольники и закрасить их.

    Игру можно усложнить: перед выполнением задания предложите порядок поиска различных фигур, сначала все треугольники найти и закрасить желтым карандашом, затем все овалы – синим цветом, далее прямоугольники – зеленым карандашом, круги – красным, квадраты – коричневым.

    2. Распределение внимания

    Дайте ребенку сразу два задания – лепить шары, после каждого слепленного предмета перекладывать одну пуговицу из коробки в шкатулку.

    Попросите маршировать по периметру комнаты – на каждом повороте топать ногой.

    3. Переключение внимания

    Как развить внимательность у ребенка? Играть, играть и еще раз играть!

    Используйте любую иллюстрацию детской книги. Например, репка. Предложите ребенку положить на каждого персонажа определенные геометрические фигуры: на деда квадрат, бабку — прямоугольник, внучку – треугольник, собаку-круг, кошку – овал, мышку – трапецию.

    В следующий раз измените задание – используйте объемные фигуры, иллюстрации природы. Фантазируйте. Предложите придумать аналогичные игры ребенку. Это заставит думать, мыслить, вспоминать и переключать внимание, отыскивая в комнате подходящие предметы.

    4. Устойчивость внимания

    Пазлы, конструкторы, лабиринты различной сложности помогают удерживать внимание длительное время.

    Хорошо тренируют устойчивость внимания рисование по клеточкам, срисовки силуэтных изображений животных, растений, мультяшных героев, автомобилей.

    5 Объем внимания

    Разложите на столе материалы для конструктивной деятельности, например, пластилин, краски, альбом, цветную бумагу, ножницы, карандаши, ластик. Пусть ребенок закроет глаза, уберите один предмет, спросите что изменилось, затем снова пусть закроет глаза – поменяйте принадлежности местами. Для поддержания интереса в следующий раз возьмите любые другие предметы.

    Играйте, придумывайте вместе с детьми свои упражнений, устанавливайте к ним правила постепенно задача, как развить внимание у ребенка будет полностью решена.

    Эта тема очень интересная и большая, поэтому поделитесь в комментариях как вы обучаете своих детей внимательности и усидчивости.

    Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

    Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

    Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.

    Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

    Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

    Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

    Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

    Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

    Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

    Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

    Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

    На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

    Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.

    Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

    Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66% .

    Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

    Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

    Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

    Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.


    Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

    Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

    Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

    Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

    Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

    Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

    Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.

    К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

    Примеры игр и игровых упражнений

    1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
    2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
    3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
    4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
    5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
    6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
    7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
    8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
    9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
    10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
    11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
    12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
      • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
      • По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
    13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

    Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

    Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

    Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

    Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

    Л. П. Прохватилова, преподаватель гимназии (г. Печоры),
    победитель областного конкурса «Учитель года»

    Обсуждение

    меня сегодня будила старшая сестра катя я не как не пороснулась в школу и катя моя старшая сестра меня до сих пор очухивает в школу ставит мне будильник под ухо я его не слышу

    Комментировать статью "Как помочь ребенку стать внимательным?"

    Научить думать - сосредотачиваться. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Научить думать - сосредотачиваться. Накидайте пожалуйста упражнений или заданий (можно ссылки) которые научат думать - размышлять.

    Как помочь ребенку стать внимательным? Как часто мы говорим своему ребенку -школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от...

    Как научить учиться "копушу". Школа. Ребенок от 7 до 10. Есть ребенок - мальчик 8 лет. Умница, сообразительный, но ленивый и медлительный до жути (подозреваю, что наследственное - муж был таким же).

    Как развить в ней концентрацию внимания? Вроде и возраст уже не совсем маленький... Ругаться лишний раз на нее не хочется, говорю с ней, она обижается. Надо подумать, что помогает и непросто пинать, а приучить ребенка к некоторым палочкам-выручалочкам.

    Как повысить грамотность?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Мне не помогало, например. Я стала писать резко грамотно на 1-м курсе филфака, когда стала понимать что и почему. Как помочь ребенку стать внимательным?

    Как выработать у ребенка усидчивость и сосредоточнность? Как научить его не отвлекаться каждую минуту? Как добиться, чтобы домашнюю работу, где дел от силы на 40 минут, он делал меньше 3 часов? Уверена, что мне сейчас напишут про отсутствие мотивации у ребенка...

    Как помочь ребенку стать внимательным? Как часто мы говорим своему ребенку -школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Неаккуратный, невнимательный ребенок: ломать или перерастет?

    Как только ребенок стал много и бегло читать, она и списывать стала гораздо лучше! Очень помогает диктовка вслух при письме. Каждый день переписывал по предложению. Внимательно читал по слогам все предложение, потом слово, и дальше писал по памяти.

    Посмотрите другие обсуждения на тему " Как ребенка научить внимательности " Научить думать - сосредотачиваться. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Как научить учиться "копушу". Школа. Ребенок от 7 до 10. Есть ребенок - мальчик 8 лет.

    Как помочь ребенку с гиперактивностью. Как воспитывать гиперактивного ребенка. Давайте разделим нашу статью на две части. Как помочь ребенку стать внимательным. Сейчас убеждена - лучше знать заранее, можно подготовиться, информацию собрать. у нас есть центр...

    Как помочь ребенку стать внимательным? Кстати, все назначения были только после ЭЭГ. С 5 лет в логосаду, с 4х занимались с логопедом. Сейчас 7 - говорит очень нечисто. Только таблетками не вздумайте ребенка пикчать, как Вам советают. 01.02.2008 12:05:11...

    У кого есть такой опыт, расскажите, пожалуйста. Такой ребенок по своим природным задаткам может стать лидером коллектива. Несколько странно, что вам не дали рекомендаций в отношении социализации ребенка, как с одной стороны не поломать человечка, а с другой...

    Внимательность. -- посиделки. Ребенок от 7 до 10. Внимательность. Сегодня в школе на подготовке учительница по мат-ке хвалила, но упомянула что не внимательный, ворон считает, а можно как то научить этой собранности, внимательности, привить чтоли, или это с возрастом...

    Как помочь ребенку стать внимательным? Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание.

    Внимание ясно не очень, но не до такой же степени. Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения на тему "зачем ребёнок должен находить и исправлять в тетради ошибки других"

    1 класс поведение. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье Наша сумела больше 10 таких "говорунов" научить когда и как можно реализовывать свою страть...

    Срочно ПОМОГИТЕ ребенку. Допзанятия, если есть деньги - хорошие учителя. А мой ребенок учится во 2 классе, и учительница новая. Она сумасшедшая, такое ощущение, что она издевается над нами и делает все, чтоб наш мальчик плохо учился.

    Научите ребенка падать. Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Развитием надо заниматься. Научите ребенка падать. 10 правил: как научить ребенка правильно говорить.

    Как помочь ребенку стать внимательным? Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5...

    Как привить (выработать, научить) ребенку усидчивость или хотя бы внимательность? Мой сын (ему три года), даже когда занимается любимым делом, все время норовит "встать на голову" (попрыгать,сесть на шпагат, залезть мне на шею).

    Поделиться: